Интернет на миллион: Как не надо создавать веб-студию.<meta content='17e7b9a4' name='verification-key'/><meta content='17e7b9a4' name='verification-key'/><meta content='17e7b9a4' name='verification-key'/>

суббота, 22 января 2011 г.

Как не надо создавать веб-студию.

По многим параметрам собственная веб-студия является самым удобным бизнесом для начинающего предпринимателя. Даже если вы ничего не смыслите в Интернет и веб-дизайне. Перечислим очевидные плюсы своей студии:

1. Возможно обходиться без офиса в офф-лайне.
2. Растущий спрос на рынке услуг (хотя – не во всех регионах, об этом – ниже).
3. Широкий выбор специалистов (ведь каждый школьник, освоивший хтмл, уже мнит себя Тёмой Лебедевым).
4. Низкий стартовый капитал (категорически не согласен – тучи вариантов, нюансов и оттенков со сложностями).
5. Легко подстроиться под финансовые возможности заказчика.
6. Низкие затраты на производство.

Для начала собственного дела этих условий оказывается более, чем достаточно, чтобы окунуться в бизнес-океан. Но не нужно мнить себя Биллом Гейтсом. Тут полно граблей, на которые вы просто не можете не наступить. И не просто грабли – бороновальные установки промышленного масштаба.

Начнём подробно и по-порядку разбирать вышеназванные плюсы.

1. Можно обойтись без офиса.

Да, плюс очевидный. Серьёзная статья затрат исчезает на первом этапе. Правда, тогда вам в разговоре с потенциальным клиентом на его вопрос: «А где у вас офис, куда нам подъехать?» придётся выбирать – сказать правду, что офиса нет, или придумывать отговорки, типа «я сам к вам заеду» или «мы пришлём менеджера к вам».

На первый взгляд – проблема высосана из пальца: кому какое что до того, есть у вас офис или нет. Но на деле всё именно так и обстоит – встречают у нас по одёжке, что бы там ни говорили. Как вариант – встреча на нейтральной территории – например, кафе с вай-фаем, или ваша престижная машина: тоже сойдёт как мобильный офис.

Вывод: офис на первых порах – нужен. Или по крайней мере – желателен. Потом уже и вам, и клиентам удет пофиг, где вы встречаетесь – в шикарном офисе или в коммуналке, где на 12 м² живёте вы, жена, трое детей, мама и бабушка жены и ваш дядя с семьёй из Узбекистана.

2. Растёт значимость собственного Интернет-предстваительства компании.
Тут далеко не всё так радужно.

Кто-то из современных западных бизнесменов выразился: «Через несколько лет останутся два вида компаний: те, которые вывели свой бизнес на просторы Интернет, и те, которые закрывают собственный бизнес» (не дословно, но суть та же).

Большинство крупных компаний именно так и думают. Но вы – начинающий предприниматель, репутации у вас пока ещё нет, портфолио либо нет, либо почти нет. При таком раскладе ооочень трудно получить в клиенты крупную компанию. Основной ваш рынок – предприятия малого и среднего бизнеса.

А эти господа ведут себя очень независимо. Большинство из них – сами себе и маркетологи, и клиент-менеджеры. У них, по их мнению, и без сайта всё тип-топ. Зачем им ещё сайт? Да вон у соседа по площадке сын на педагогическом учится, на физфаке, он им сайт за просто так сделает. А в большинстве случаев сайт им не нужен. Ну разве что для понтов. В этом случае, считайте – вам повезло.

Другая засада – с вами начнут торговаться. Нещадно сбивать цену до неприемлемых размеров. Тем, кто работает по безналу – низкая цена крайне невыгодна. Я вообще не понимаю, как можно сделать сайт за 3000 рублей по безналичному расчёту? Это какая маржа вас устраивает? За такие суммы – только наличными.

Всё это может привести к тому, что ваша услуга по созданию сайтов окажется невостребованной в вашем регионе. Отсюда вывод: прежде чем окунаться в сайтостроительство – тщательно проанализируйте спрос на изготовление сайтов в вашем регионе, количество конкурентов и качество их продукции, цены на создание сайтов. И оцените свои силы: сколько и за сколько вы сможете делать при существующей конкуренции. Ваша задача – выжить. А выживите – тогда и будете играть в конкурентные войны.

3. Широкий выбор специалистов.

Как оказалось, так называемых веб-дизайнеров – пруд-пруди. Стоило зарегистрировать фирму на нескольких городских порталах – сразу посыпались предложения «возьмите меня на работу». И аргумент: «Я хтмл знаю и фотошоп»,

Согласен, хтмл – это основа. Как и фотошоп – тоже хорошо. Но этого уже мало. Для дорвеев – хватит. Или склепать несложную хомпагу за 500 рублей. Тоже для начала неплохо.

Здесь ещё один подводный камень есть. Как только вы берёте на фиксированный оклад программиста, дизайнера или верстальщика – они почему-то перестают работать. Вообще, программист на окладе – самый ленивый человек.

Правильно говорят – поэт должен быть голодным.

Вариант серой зарплаты – не всех устраивает. Вариант работы за % - не устраивает почти никого. Это же реально пахать надо. Остаются ещё биржи фрилансеров. Та ещё головная боль.

Вывод: команду исполнителей нужно формировать ДО открытия студии. И договариваться не просто на берегу – по пути к причалу. Идеальный вариант – разовое привлечение сторонних исполнителей за процент от сделки. Или разовый гражданско-правовой договор.

4. Минимальный стартовый капитал.

Сразу вопрос – какова ценовая планка «минимального стартового капитала»? О его необходимости я даже речи не завожу – нужен однозначно.

Давайте на конкретном примере разберём затраты на создание (только на открытие) ООО (цены реальные, июль 2010 года, открывалась именно веб-студия).

Заверение у нотариуса заявления о создании юрлица – 260 рублей.

Пошлина на создание ООО – 4000 рублей (ИП – 2000 рублей).

Пошлина на изготовление двух копий Устава ООО (оригинал заберёт себе налоговая, одна копия понадобится вам для дальнейшей работы, вторая пригодится, например – при открытии счёта в банке, иначе копия с копии у нотариуса – 510 рублей) – 2*200=400 рублей.

Печать – 1090 рублей (если просто матрица – 750 рублей).

Заверение карточки подписей при открытии счёта в банке – 590 рублей.

Открытие счёта в банке – 1770 рублей (вообще рекламируется как бесплатно, но обязательное условие – ключ Он-Лайн клиента, он то и стоит 1770).

Система электронной отчетности в налоговую – 1200 рублей без НДС. Лучше купить, иначе придётся каждый раз платить за услуги – принимают отчёт только в электронном варианте.

Итого – 9310 рублей. Плюс, желательно сразу положить на счёт в банке уставный капитал (если он у вас в денежном эквиваленте) – минимум 10000 рублей. А если верить веяниям законодательства, то скоро (с 1 июля 2011) будет 500 тысяч рублей. В любом случае, обслуживание счёта в банке – 600-800 рублей ежемесячно плюс банковские операции.

Для ИП всё попроще. В случае благоприятного исхода. В случае неблагоприятного – ООО отвечает уставным капиталом, а ИП – своим имуществом (кровным).

Итого, нам минимум нужно 10 тысяч рублей на юридическое оформление. Плюс – 10 тысяч уставного капитала (в лучшем случае). Плюс – снятие офиса. Мне предлагали по знакомству 8 тысяч в месяц. Это минимум. Плюс интернет – 2500 рублей за подключение юрлица. Плюс факс – 6000 рублей. Реклама, расходники, визитки…

Можно ничего этого не делать. Минимум – 10 тысяч на регистрацию плюс ежемесячные расходы на интернет. Но будет очень тяжело. Проверено на собственном опыте.

Вывод: все мифы о «бизнесе с нуля» - не более чем мифы. Деньги для стартапа нужны всегда, и не малые.

5. Легко подстроиться под ценовую политику клиента.

Или, как ещё говорят – любой каприз за ваши деньги. Самый распространённый вариант развития событий при таком подходе – сбивают цену. Или хотят именно любой каприз за свои уже обозначенные небольшие деньги.

Бывают случаи, что не помогает ни тщательно детализированный договор на оказание услуг на 32 страницах, ни скрупулёзно проработанное и согласованное техзадание – клиент либо уходит, либо съёдает вам мозг.

Вывод: нельзя идти на поводу у клиентов. Знайте себе цену и цените себя. Помните, вопреки устоявшемуся мнению – клиент всегда не прав (только не надо ему об этом говорить).

И никогда не делайте ничего бесплатно. Особенно друзьям и знакомым. У меня было два случаю, когда я сделал сайт для компании друга, и пытался сделать сайт другу семьи.

В первом случае вовремя не был проплачен хостинг, и сайт закрыли как раз в тот момент, когда я сослался на него в качестве портфолио. В результате клиент ушёл (а мог меня кормить несколько лет), и увёл с собой ещё двух клиентов (переговоры длились почти три месяца, я подвёл свою знакомую – начальника отдела маркетинга клиента). Во втором случае я провозился с сайтом непростой сложности два месяца (так как бесплатно – то делал всё сам), потерял время (два месяца), друг семьи не был удовлетворён ни одним из вариантов (техзадания, естественно – не было).

Так что – знайте себе цену и не стесняйтесь о ней говорить.

6. Низкие затраты на производство.

Что правда – то правда. Не могу не согласиться. Затраты только на зарплату сотрудников. Если вы всё сделали правильно, и ваши сотрудники работают на процент или по разовому договору (который оплачивается тоже с процента), а бухгалтер на аутсорсинге – то себестоимость сайта действительно будет очень низкой.

Идеальный вариант – уйти в кэш. Но тут нужен хороший бухгалтер.

Итак, все «за» и «против» открытия собственной веб-студии (местами я повторюсь).

1) Прежде чем открыть веб-студию – тщательно проанализируйте рынок веб-разработок в вашем городе (регионе): сколько веб-студий работает, каково качество их работ, кто их клиенты, сколько стоит их продукция. Исходя из своих исследований – постарайтесь определить своих потенциальных клиентов – что вы можете предложить.
2) Команду подберите сразу, до открытия предприятия. Вам понадобятся: клиент-менеджер (переговорщик – ключевая фигура!), дизайнер, верстальщик, программист, бухгалтер.
3) Найдите стартовый капитал. Вариантов масса – кредит, программа самозанятости населения на бирже труда (58800 рублей), программа поддержки малого и среднего бизнеса от администрации области (надо выиграть тендер, до 300 тысяч рублей), займите у знакомых, найдите инвестора, соучредителя.
Начинать с нуля – долго , трудно, нудно, почти невозможно. Проверено лично.
4) Постарайтесь найти потенциальных клиентов ДО открытия бизнеса. Как вариант – поработайте фрилансером или штатным сотрудником в одной из веб-студий.
5) Дружите с конкурентами. Не всегда удаётся, но иногда возможно. Будет неплохо, если вы ускользающих клиентов будете рекомендовать друг-другу.
6) Подружитесь с рекламными агентствами. Предлагайте свои услуги ИХ клиентам от ИХ имени. За маржу, конечно. У них и опыта больше, и клиентская база наработанная.
7) Изучайте маркетинг, РR, рекламу. Обязательно прочтите «Основы маркетинга» Котлера – вообще должна стать настольной библией. Другие его книги.

Если вкратце – то это всё. Бизнес сайтостроения – далеко не так лёгок, как кажется на первый взгляд Ключевую роль тут играет не умение делать хорошие сайты, а умение их продать. И умение поставить продажи на поток. Учитывайте это при организации своего веб-дела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий